Как наладить пищевое поведение у ребёнка, у взрослого?

 Казалось бы, так просто с питанием: проголодался, приготовил, насытился, прибрал…Отчего же  появляются  нарушения пищевого поведения, в том числе, самые тяжелые – ожирение, анорексия, булимия, при которых искажается естественная процедура питания и серьезно страдает здоровье. Например, пациентка, имеющая много килограммов лишнего веса, жалуется, что постоянно что-то ест и все ее мысли о еде. Она же задает вопрос о причине переедания.Ответ простой. Главная из них  отыскивается в детстве. Именно тогда внимание ребенка, тем или иным образом, было зафиксировано на еде. А задача психотерапевта, работающего с уже взрослым пациентом, заключается в том, чтобы отыскать негативную связку «ситуация – эмоция – еда». А затем необходимо подобрать терапевтическую альтернативу.Убрав вышеупомянутую связку, мы облегчим и ускорим исцеление пациента.Однако, почему бы родителям не обратить внимание на неправильное пищевое поведение ребенка уже сейчас? Зачем дожидаться, пока оно превратится в грозный симптом? Один из простых детских случаев – привередливость в еде. Это детская подозрительность к незнакомым напиткам и продуктам. Такой ребенок, кстати, с трудом привыкает к новой обстановке.  Он обычно сильно привязан к матери, к семейному укладу. Возможно, что такие случаи встречаются не часто. И опасности будто бы никакой. Даже  полезно не есть и не пить все подряд. Однако, познакомимся с историей одной пациентки.

Однажды, к психологу  обратилась пожилая женщина с проблемой: можно ли что-либо изменить в домашней ситуации. Она хотела каким-то образом разнообразить у своей внучки вкус к еде. Она просила помочь ей наладить питание внучки, которая, по ее словам, была на вид не крепенькой, а невесомой и «прозрачной». «Дунь и улетит»,- отзывалась пациентка о девочке.9-ти летнюю городскую внучку оставили у бабушки на лето. Оказалось, что малышка мало ест и весьма привередлива в еде. Она относится с подозрением ко всему, что подает ей бабушка. Часто отказывается от еды: «Я не буду этот суп, он не такой». Или, поколдовав над картошкой или котлетой, отодвигает тарелку: «Не хочу больше».Пациентка переживала, что ее невестка огорчится, увидев свою худенькую девочку еще более похудевшей. Женщина получила психотерапевтическую историю для внучки и указания, как ее применить.

Сказка о крольчонке Джемм

На зелёном лугу было несколько норок.В одной из норок, кстати, самой мягкой и уютной, жили кролики. Семья была такая: Кролик-папа, Крольчиха-мама и два крольчонка. Это были девочки. Младшенькую звали Джемм. Её так прозвали потому, что она умела жужжать, подражая шмелю, чего не умел никто из других кроликов.  Джемм была пушистая и ласковая. Она любила резвиться, прыгать, кувыркаться вместе с другими крольчатами. Но больше всего ей нравились крольчата постарше, и она старалась им подражать. Но вот вопрос. Почему-то Джемм ела не всякую траву, как другие кролики, а только «самую-самую», которую долго искать и которую кролик-папа приносил издалека.И вот однажды крольчонка Джемм отправили к старой крольчихи, которую звали Ба-ба. В это время кролик-папа и крольчиха мама поскакали на далекий «вкусный» луг. Джемм нравилось путешествовать. Оказавшись у Ба-ба, она с интересом рассматривала ее большую, просторную нору. Она прыгала на лугу возле норы, но здешняя трава была совсем другая и вовсе не та, к которой привыкла Джемм. «Той» травы нигде не было. А Ба-ба не помнила или забыла вкус другой травы. Она ведь была старенькая и давно не уходила далеко от своей норы. Но Джемм всё помнила, и ей стало грустно, что «тут не так». Погрустив немного, она стала  убегать подальше и сама отыскивать, что повкуснее. Джемм находила и приносила пучки этой травы старой Ба-ба. И когда Крольчиха-мама вернулась издалека с охапкой пахучих трав, Джемм встретила ее своей охапкой, которая чудесно пахла.И с тех пор Джемм повадилась сама отыскивать полезную траву. А вскоре другие кролики стали приносить ей пучки новых трав, чтобы она попробовала это и оценила. Джемм, по-прежнему, жевала не все подряд, как другие кролики, а только самое –самое вкусное и то, что отыскивала сама-сама.

Пациентке необходимо было выбрать удобный момент перед сном и рассказать внучке историю «сказочным голосом». Разрешалось добавлять от себя описательные детали, которые сделали бы историю более «волшебной» и привлекательной. Она так и поступила. И через несколько дней ситуация несколько изменилась. Рассказ бабушки:

«На обед был суп. «Что это в нем?»,- как обычно, с подозрением спросила внучка.

Я спокойно ответила: «Это рис, это морковка, а это фрикаделька»

«Я буду пробовать всё отдельно» – сказала внучка.

«Конечно, деточка», -ответила я.

Когда внучка съела полную тарелку супа, я спросила: «Ну, как, супчик хорош?»

«А ты разве не пробовала?», – засмеялась она в ответ.

Ещё, как мне советовали, я привлекла её к готовке. Причём, она сама и заранее выбирала блюдо, которое мы собирались приготовить. Я специально положила на стол  старинную кулинарную книгу. Там были яркие картинки. Она с удовольствием рассматривала блюда и сервировку. Думаю, невестка порадуется.  С едой, действительно, стало немного проще».

Смысл терапевтической истории вот в чем. У каждого ребенка велика тяга к активности, движению, самостоятельности и огромное желание повзрослеть. Эти нюансы и нужно схватывать в сюжете. Крольчонок  хочет искать и выбирать САМ.Терапевтическая история трансформирует «самостоятельный отказ» от еды в «самостоятельный поиск» того, что нужно и нравится.   И сам читатель, зная принципы составления психотерапевтической истории, сможет создать свою сказку, видоизменив имена, обстоятельства. Например, имя вышеупомянутой внучки было Женя. Отсюда – Джемм. Обстоятельства – это состав семьи, внешность и увлечения главного героя.Нужно оставить неизменной главную цепочку истории: «проблема – что хотим получить – ресурс(решение)». Желающий научиться составлять и использовать метафоры в воспитании и терапии – вам сюда https://nlp.vn.ua/potok/eriksonovskiy-gipnoz/А если у вас есть нарушение пищевого поведения, то можно его исправить, если поработать с семейным сценарием здесь. Приходите на этот тренинг! 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Translate »
Прокрутить вверх